PR

12 августа 2024

Как бизнесу эффективно работать с колледжами и университетами

Author

Георгий Ефименко, Head

По итогам 2023-года кадровый голод в стране составил 4,8 млн работников, но не все потеряно, в академической среде существует уникальная возможность строить эффективные планы развития будущих сотрудников. Георгий Ефименко, основатель IT-лаборатории VibeLab, рассказывает, почему предпринимателям просто необходимо сотрудничать с вузами и ссузами и как делать это наиболее плодотворно.

Критическое отставание

За последнее десятилетие бизнес кардинально изменился. В результате поменялись навыки и требования к специалистам. Сегодня есть профессии, о которых никто не слышал 10 лет назад: Data scientist, AI-инженер, менеджер маркетплейсов, разработчик приложений. Еще через пять лет появятся новые, с требованиями, которых еще не существует.

Скорость технологических инноваций и требований промышленности опережает способность высшего образования адаптироваться. Система по-прежнему сосредоточена на лекциях и экзаменах, в результате чего студенты оказываются недостаточно подготовленными к сегодняшней рабочей среде. В результате страдают все: студенты, бизнес и сами высшие учебные заведения.

Безусловно, партнерство между бизнесом и образованием имеет неоценимый потенциал, помогая предприятиям реагировать на растущий недостаток в кадрах. Участие преподавателей и студентов в проектах компаний ведет к созданию новых продуктов, развитию внутренних систем и автоматизации процессов. Такое сотрудничество вносит свежие решения и новаторские идеи, критически важные для развития бизнеса. Однако, несмотря на все преимущества, партнерские отношения такого рода ― это сложный в реализации и долгосрочный процесс.

Article image

С чего начинать и зачем

Начать партнерство можно через центры самозанятости для студентов или напрямую установить контакт с подходящими факультетами, которые соответствуют направлению компании. Если планируете большие проекты с университетом, лучше получить поддержку непосредственно от его руководства.

Необходимо точно определить цели и ожидания обеих сторон. Со стороны бизнес-перспективы ― это разработка новых продуктов, доступ к уникальным исследованиям, повышение квалификации сотрудников или поиск талантов и рекрутинг. Компании доступен контингент студентов и возможность отслеживать потенциал кандидатов, видя их сильные и слабые стороны. Также есть шанс повысить лояльность к организации. Студенты, осознавая ценность работы в вашей компании, будут прилагать максимум усилий, чтобы стать ее частью.

Учебные заведения, в свою очередь, заинтересованы в обновлении учебных программ, получении практических задач для студентов и финансировании научных исследований. Многие компании, в том числе и наша, начинали с работы над совместными проектами. Подобный опыт значительно улучшает образовательный процесс, переводя студентов от теории к практике. Это позволяет применять знания в реальных кейсах. Студенты, участвующие в таких программах во время учебы, становятся более конкурентоспособными после выпуска.

Как и с кем сотрудничать

Стоит обращать внимание на заведения с сильными программами в тех областях, которые соответствуют стратегическим направлениям и потребностям бизнеса. Репутация заведения среди студентов может служить индикатором качества обучения и исследований. Также стоит оценить количество и уровень подготовки студентов и успешность трудоустройства выпускников. Этот показатель прямо пропорционален итогу будущего сотрудничества. Еще одним важным фактором является готовность потенциального партнера к прозрачному взаимодействию с бизнесом, плюсом будет опыт успешной реализации совместных программ с различными компаниями.

Article image

Что бизнес может предложить образованию

Компания, готовящаяся к запуску партнерства с учебными заведениями, должна выработать четкий план того, что она может предложить в рамках сотрудничества.

Инструментарий для взаимодействия с заведениями у компаний различных отраслей в целом схож, но ключевой момент заключается в адаптации сотрудничества к определенным требованиям как бизнеса, так и университетов.

Вот ТОП инструментов, которые компании могут внедрять с самого начала сотрудничества, естественно, опираясь на бюджет, который определен для этих целей.

Организация стажировок и практик. Это позволит не только обеспечить молодых специалистов практическим опытом, но и оценить их как потенциальных сотрудников.

Различные мероприятия. Мастер-классы, гостевые лекции, конференции, марафоны, круглые столы, митапы, хакатоны, панельные дискуссии, воркшопы, вебинары, бизнес-игры. В рамках этих активностей сотрудники компании поделятся опытом, что даст возможность студентам перенять реальный опыт у экспертов и повысить профессиональную подготовку.

Премии и стипендии. Проведение состязаний, например, кейс-чемпионатов на лучшие проекты или идеи по развитию сервисов компании, где победителям будут присуждены денежные премии или стипендии.

Разработка учебных курсов. Совместное создание курсов и программ, включая реализацию реального проекта компании, обогатит образовательный процесс и подготовит студентов к решению актуальных задач отрасли.

Как правильно оформить сотрудничество

На первых порах можно обойтись простым рамочным договором, в котором, по сути, не будут прописаны обязанности ни с одной, ни с другой стороны. В дальнейшем, если стороны решили продлить сотрудничество, может понадобиться заключение следующих документов.

Соглашение о конфиденциальности (NDA): подписывается в случае наличия коммерческой тайны.

Договоры об интеллектуальной собственности: права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности, созданной в ходе сотрудничества.

Договоры о стажировке и практике студентов: условия прохождения стажировок и практик студентами в компании, включая задачи, сроки, условия оплаты труда и страхования.

Основной договор о сотрудничестве. В нем нужно прописать обязанности и права сторон, сроки действия договора, условиями финансирования, а также порядком изменения и расторжения.

Соглашение о сотрудничестве в области научных исследований: описывает конкретные научные проекты, задачи, распределение обязанностей между участниками, финансирование, публикацию результатов исследований.

Соглашение о создании образовательных программ. Оно устанавливает параметры совместной разработки учебных программ, курсов, мастер-классов, включая цели, содержание, преподавателей и критерии оценки.

Кого послать в университет и как оценить сотрудничество?

Наличие в компании отдела или специалистов, занимающихся образовательными проектами, является преимуществом, но в малых и средних компаниях эту роль могут выполнять сотрудники маркетинга, PR или HR подразделений. Сотрудники компании, на которых падет выбор для взаимодействия с университетами, должны глубоко понимать специфику работы и какие ценности и ресурсы компания может предложить, и что ожидает взамен. Именно они будут оценивать эффективность и результативность сотрудничества, анализировать финансовую сторону и определять достижения бизнес-целей.

Для оценки сотрудничества с университетами стоит определить ключевые показатели эффективности, такие как количество студентов, привлеченных на стажировки, которые впоследствии стали штатными сотрудниками, общее количество мероприятий, проведенных совместно с учебным заведением, разработка инновационных продуктов, объем и качество совместно реализованных проектов, оценивая их вклад в развитие вашего бизнеса.

Кто как, а мы вот так

Сейчас множество крупных компаний запускают сотрудничество с университетами и колледжами, например, «Лаборатория Касперского», «Яндекс», 1С и другие создали свои базовые кафедры в Московском физико-техническом институте.

Компания VibeLab уже несколько лет плодотворно сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом. Вместе работаем над совместными проектами, а также привлекаем новых талантливых сотрудников в команду. Суммарно за последние два года на участие в предварительном марафоне мы приняли около 400 заявок, из них почти 200 человек прошли обучение. После обучения мы пригласили на стажировку 18 участников, из них 10 были приняты в штат нашей компании, остальные получили офферы в «Яндекс.Еда», «Т-Банк» и «Авито».

Article image

Одной из основных трудностей в работе с университетами является недопонимание: бизнесу иногда сложно четко объяснить цели своего участия и то, что они могут предложить взамен. Это может привести к отказу со стороны учебных заведений или к неясным условиям сотрудничества, включая неоправданно высокие финансовые требования. Конечно, в каждом случае могут возникнуть различные ситуации.

Мы подготовили несколько советов, которые помогут предотвратить возникновение сложностей.

Подготовьтесь к «игре в долгую». Необходимо продемонстрировать учебному заведению всю серьезность ваших намерений, а обсуждение длительного сотрудничества на 3-4 года. Также стоит понимать, что подготовить кадры высокого уровня за пару месяцев не получится.

Важно понимать специфику учебного процесса. В нем определенные сезонные «якори» такие как вступительная кампания, сессии, в эти периоды персонал заведений очень загружен.

Будьте готовы к более длительному согласованию. Учитывайте, что образовательные учреждения подотчетны государству и имеют большие подразделения, поэтому согласование всех моментов может затянуться.

При планировании мероприятий учитывайте, что не все они будут собирать полные аудитории. Не рассчитывайте на информирование студентов со стороны сотрудников вузов и ссузов, активно подключайтесь к продвижению.

И что дальше?

Учитывая различные факторы, которые на данный момент присутствуют в стране, кадровый голод ожидаемо будет расти. В связи с этим растет интерес к новым формам сотрудничества, включая партнерство бизнеса с учебными заведениями. Поэтому компаниям, которые еще не внедряли направления работы со студентами, столкнутся с необходимостью переосмысления своих стратегий для поддержания и развития своего кадрового потенциала.

Сотрудничество между бизнесом и академическим сообществом в лице образовательных учреждений открывает обширные возможности для взаимного развития, успешно преодолевая кадровый дефицит и обновляя образовательный процесс. Примеры таких партнерств демонстрируют значительные преимущества при взаимодействии: от выполнения общих проектов и практического обучения студентов до привлечения новых талантов в компании. Несмотря на определенные сложности, например, необходимость длительного планирования, результаты совместной работы будут стоить затраченных усилий.

Материал на сайте Бизнес Секретов

Оставьте вашу заявку

Выберите нативное решение

Ваше имя

Ваша электронная почта

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google .