12 августа 2024
Как бизнесу эффективно работать с колледжами и университетами
Георгий Ефименко, Head
По итогам 2023-года кадровый голод в стране составил 4,8 млн работников, но не все потеряно, в академической среде существует уникальная возможность строить эффективные планы развития будущих сотрудников. Георгий Ефименко, основатель IT-лаборатории VibeLab, рассказывает, почему предпринимателям просто необходимо сотрудничать с вузами и ссузами и как делать это наиболее плодотворно.
Критическое отставание
За последнее десятилетие бизнес кардинально изменился. В результате поменялись навыки и требования к специалистам. Сегодня есть профессии, о которых никто не слышал 10 лет назад: Data scientist, AI-инженер, менеджер маркетплейсов, разработчик приложений. Еще через пять лет появятся новые, с требованиями, которых еще не существует.
Скорость технологических инноваций и требований промышленности опережает способность высшего образования адаптироваться. Система по-прежнему сосредоточена на лекциях и экзаменах, в результате чего студенты оказываются недостаточно подготовленными к сегодняшней рабочей среде. В результате страдают все: студенты, бизнес и сами высшие учебные заведения.
Безусловно, партнерство между бизнесом и образованием имеет неоценимый потенциал, помогая предприятиям реагировать на растущий недостаток в кадрах. Участие преподавателей и студентов в проектах компаний ведет к созданию новых продуктов, развитию внутренних систем и автоматизации процессов. Такое сотрудничество вносит свежие решения и новаторские идеи, критически важные для развития бизнеса. Однако, несмотря на все преимущества, партнерские отношения такого рода ― это сложный в реализации и долгосрочный процесс.
С чего начинать и зачем
Начать партнерство можно через центры самозанятости для студентов или напрямую установить контакт с подходящими факультетами, которые соответствуют направлению компании. Если планируете большие проекты с университетом, лучше получить поддержку непосредственно от его руководства.
Необходимо точно определить цели и ожидания обеих сторон. Со стороны бизнес-перспективы ― это разработка новых продуктов, доступ к уникальным исследованиям, повышение квалификации сотрудников или поиск талантов и рекрутинг. Компании доступен контингент студентов и возможность отслеживать потенциал кандидатов, видя их сильные и слабые стороны. Также есть шанс повысить лояльность к организации. Студенты, осознавая ценность работы в вашей компании, будут прилагать максимум усилий, чтобы стать ее частью.
Учебные заведения, в свою очередь, заинтересованы в обновлении учебных программ, получении практических задач для студентов и финансировании научных исследований. Многие компании, в том числе и наша, начинали с работы над совместными проектами. Подобный опыт значительно улучшает образовательный процесс, переводя студентов от теории к практике. Это позволяет применять знания в реальных кейсах. Студенты, участвующие в таких программах во время учебы, становятся более конкурентоспособными после выпуска.
Как и с кем сотрудничать
Стоит обращать внимание на заведения с сильными программами в тех областях, которые соответствуют стратегическим направлениям и потребностям бизнеса. Репутация заведения среди студентов может служить индикатором качества обучения и исследований. Также стоит оценить количество и уровень подготовки студентов и успешность трудоустройства выпускников. Этот показатель прямо пропорционален итогу будущего сотрудничества. Еще одним важным фактором является готовность потенциального партнера к прозрачному взаимодействию с бизнесом, плюсом будет опыт успешной реализации совместных программ с различными компаниями.
Что бизнес может предложить образованию
Компания, готовящаяся к запуску партнерства с учебными заведениями, должна выработать четкий план того, что она может предложить в рамках сотрудничества.
Инструментарий для взаимодействия с заведениями у компаний различных отраслей в целом схож, но ключевой момент заключается в адаптации сотрудничества к определенным требованиям как бизнеса, так и университетов.
Вот ТОП инструментов, которые компании могут внедрять с самого начала сотрудничества, естественно, опираясь на бюджет, который определен для этих целей.
Организация стажировок и практик. Это позволит не только обеспечить молодых специалистов практическим опытом, но и оценить их как потенциальных сотрудников.
Различные мероприятия. Мастер-классы, гостевые лекции, конференции, марафоны, круглые столы, митапы, хакатоны, панельные дискуссии, воркшопы, вебинары, бизнес-игры. В рамках этих активностей сотрудники компании поделятся опытом, что даст возможность студентам перенять реальный опыт у экспертов и повысить профессиональную подготовку.
Премии и стипендии. Проведение состязаний, например, кейс-чемпионатов на лучшие проекты или идеи по развитию сервисов компании, где победителям будут присуждены денежные премии или стипендии.
Разработка учебных курсов. Совместное создание курсов и программ, включая реализацию реального проекта компании, обогатит образовательный процесс и подготовит студентов к решению актуальных задач отрасли.
Как правильно оформить сотрудничество
На первых порах можно обойтись простым рамочным договором, в котором, по сути, не будут прописаны обязанности ни с одной, ни с другой стороны. В дальнейшем, если стороны решили продлить сотрудничество, может понадобиться заключение следующих документов.
Соглашение о конфиденциальности (NDA): подписывается в случае наличия коммерческой тайны.
Договоры об интеллектуальной собственности: права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности, созданной в ходе сотрудничества.
Договоры о стажировке и практике студентов: условия прохождения стажировок и практик студентами в компании, включая задачи, сроки, условия оплаты труда и страхования.
Основной договор о сотрудничестве. В нем нужно прописать обязанности и права сторон, сроки действия договора, условиями финансирования, а также порядком изменения и расторжения.
Соглашение о сотрудничестве в области научных исследований: описывает конкретные научные проекты, задачи, распределение обязанностей между участниками, финансирование, публикацию результатов исследований.
Соглашение о создании образовательных программ. Оно устанавливает параметры совместной разработки учебных программ, курсов, мастер-классов, включая цели, содержание, преподавателей и критерии оценки.
Кого послать в университет и как оценить сотрудничество?
Наличие в компании отдела или специалистов, занимающихся образовательными проектами, является преимуществом, но в малых и средних компаниях эту роль могут выполнять сотрудники маркетинга, PR или HR подразделений. Сотрудники компании, на которых падет выбор для взаимодействия с университетами, должны глубоко понимать специфику работы и какие ценности и ресурсы компания может предложить, и что ожидает взамен. Именно они будут оценивать эффективность и результативность сотрудничества, анализировать финансовую сторону и определять достижения бизнес-целей.
Для оценки сотрудничества с университетами стоит определить ключевые показатели эффективности, такие как количество студентов, привлеченных на стажировки, которые впоследствии стали штатными сотрудниками, общее количество мероприятий, проведенных совместно с учебным заведением, разработка инновационных продуктов, объем и качество совместно реализованных проектов, оценивая их вклад в развитие вашего бизнеса.
Кто как, а мы вот так
Сейчас множество крупных компаний запускают сотрудничество с университетами и колледжами, например, «Лаборатория Касперского», «Яндекс», 1С и другие создали свои базовые кафедры в Московском физико-техническом институте.
Компания VibeLab уже несколько лет плодотворно сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом. Вместе работаем над совместными проектами, а также привлекаем новых талантливых сотрудников в команду. Суммарно за последние два года на участие в предварительном марафоне мы приняли около 400 заявок, из них почти 200 человек прошли обучение. После обучения мы пригласили на стажировку 18 участников, из них 10 были приняты в штат нашей компании, остальные получили офферы в «Яндекс.Еда», «Т-Банк» и «Авито».
Одной из основных трудностей в работе с университетами является недопонимание: бизнесу иногда сложно четко объяснить цели своего участия и то, что они могут предложить взамен. Это может привести к отказу со стороны учебных заведений или к неясным условиям сотрудничества, включая неоправданно высокие финансовые требования. Конечно, в каждом случае могут возникнуть различные ситуации.
Мы подготовили несколько советов, которые помогут предотвратить возникновение сложностей.
Подготовьтесь к «игре в долгую». Необходимо продемонстрировать учебному заведению всю серьезность ваших намерений, а обсуждение длительного сотрудничества на 3-4 года. Также стоит понимать, что подготовить кадры высокого уровня за пару месяцев не получится.
Важно понимать специфику учебного процесса. В нем определенные сезонные «якори» такие как вступительная кампания, сессии, в эти периоды персонал заведений очень загружен.
Будьте готовы к более длительному согласованию. Учитывайте, что образовательные учреждения подотчетны государству и имеют большие подразделения, поэтому согласование всех моментов может затянуться.
При планировании мероприятий учитывайте, что не все они будут собирать полные аудитории. Не рассчитывайте на информирование студентов со стороны сотрудников вузов и ссузов, активно подключайтесь к продвижению.
И что дальше?
Учитывая различные факторы, которые на данный момент присутствуют в стране, кадровый голод ожидаемо будет расти. В связи с этим растет интерес к новым формам сотрудничества, включая партнерство бизнеса с учебными заведениями. Поэтому компаниям, которые еще не внедряли направления работы со студентами, столкнутся с необходимостью переосмысления своих стратегий для поддержания и развития своего кадрового потенциала.
Сотрудничество между бизнесом и академическим сообществом в лице образовательных учреждений открывает обширные возможности для взаимного развития, успешно преодолевая кадровый дефицит и обновляя образовательный процесс. Примеры таких партнерств демонстрируют значительные преимущества при взаимодействии: от выполнения общих проектов и практического обучения студентов до привлечения новых талантов в компании. Несмотря на определенные сложности, например, необходимость длительного планирования, результаты совместной работы будут стоить затраченных усилий.
Оставьте вашу заявку
Выберите нативное решение